ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ
В теории и методике специальной дошкольной педагогики
до настоящего времени отсутствует научно обоснованная система формирования
изобразительной деятельности в целостной парадигме воспитания и обучения
дошкольников с сенсорной депривацией. Потенциал в развитии детей с теми или
иными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте довольно высок, однако
современными средствами обучения и воспитания он раскрывается в недостаточной
мере.
Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у детей этих категорий вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития. В частности, Е.А. Екжановой было показано следующее:
Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у детей этих категорий вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития. В частности, Е.А. Екжановой было показано следующее:
- коррекционная работа по формированию
у детей изобразительной деятельности всех видов (лепка, аппликация, рисование)
должна базироваться на усвоении полимодальных образов и образных систем,
лежащих в основе детских изображений и опирающихся на социально-личностный опыт
ребенка;
- целенаправленное формирование изобразительной
деятельности опосредовано влияет на становление знаково-символической функции у
детей, что позволяет им в ходе специального обучения перейти на новый уровень
отношений с окружающей действительностью и овладеть содержанием общения и
деятельности в системе «ребенок – социальный взрослый», в которой взрослый
выступает в качестве носителя опыта использования изобразительных средств и
способов их применения;
- коррекционно-развивающая работа
базируется на ведущей роли обучения, моделях содержательного взаимодействия
взрослого с ребенком и формировании всех компонентов изобразительной
деятельности: определение цели, анализ условий задачи, понимание способов
выполнения задачи, анализ ее результатов;
- целенаправленное и системное
формирование изобразительной деятельности, базирующееся на социально-личностной
направленности обучения, обладает большими потенциальными возможностями
развития познавательной деятельности детей и позволяет компенсировать или, в
значительной мере сгладить отклонения в аффективной, когнитивной, личностной и
деятельностной сфере детей с отклонениями в развитии [1; 2].
Как показывает наш опыт, неоценимое значение для
всестороннего развития детей с отклонениями в развитии имеет изобразительная
деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует
развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия,
пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений,
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой
деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. В ходе развития и
обогащения изобразительной деятельности создаются условия для эстетического и
познавательного развития ребёнка с сенсорной депривацией.
Основной задачей обучения, является формирование самой
деятельности, т.е. формирование интереса и желание рисовать. Другой задачей
является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. Развитие этих
свойств происходит в ходе рассматривании, обведения предметов по контуру перед
рисованием. С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной
деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и
явлениях. Важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними
объекты, но и те которые дети наблюдали раньше. Накопление образов и соединение
их со словом, умение видеть за словом разнообразные образы предмета или
явления, это очень важно как для обогащения изобразительной деятельности, так и
для развития речи. Речевое развитие детей в изобразительной деятельности также
выступает в качестве одной из задач т.к. дети овладевают словарём, связанным с
названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений,
характерных для данной деятельности
В своей работе мы
используем нетрадиционные техники изображения, такие техники дают возможность
превратить занятия в увлекательную игру. На занятиях важно дать понять ребёнку,
что не бывает «неправильных работ». Цель, которую мы ставим перед собой,
удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании
свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.
Задачи:
1) учить детей познавать мир и себя в
нем через открытие звуков, цвета, формы;
2) развивать умение включаться в
творческий процесс через физические и словесные действия;
3) упражнять детей в применении
различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и
т.д.);
4) поощрять детей в выборе красок,
побуждать их к рассуждению;
5) учить радоваться результатам своего
труда и труда товарищей.
Для детей младшего возраста создание коллективной
работы дает возможность увидеть, как его личное творчество дополняет творчество
других детей, превращаясь в цельный красочный образ. Дети по старше при
выполнении коллективной работы учатся договариваться между собой о совместной
работе и её содержании, вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг
другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должна иметь целевое
назначение. Наша задача – подвести детей к тому, чтобы вместе сделать картину
или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения
коллективных работ на начальном этапе дети учатся общаться с взрослым, позднее
– друг с другом. Первоначально при общении с одногруппникам слабослышащие дети делают
друг другу замечания, утверждая, что сами выполняют задание правильно, а
партнер делает не так. При этом они спрашивают совет и ищут поддержки у слышащих
детей. Наша задача, в данной ситуации – научить детей как договариваться,
уступать друг другу, ценить помощь товарища. Так же большое значение на
занятиях уделяется цвету, у ребёнка есть возможность выразить в красках свои
чувства, эмоции, настроения.
С точки зрения психологии, данные занятия помогают
организовать расторможенных детей и раскрепостить детей, находящихся в тонусе,
успокаивают нервную систему, создают радостное настроение, положительный
эмоциональный настрой и умение взаимодействовать друг с другом. Это в свою
очередь является неотъемлемой частью успеха в данном эксперименте, способствуя
эффективному освоению социального пространства, адаптации детей с ограниченными
возможностями (нарушениями слуха).
Нами были выбраны наиболее доступные нетрадиционные
техники изображения. Вот только часть из них:
- пальчиковое рисование дает возможность создавать рисунки даже при минимальных
изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок
набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок,
кольцо, короткий и длинный лучик;
- рисование карандашом способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша,
последовательной смене тонуса мускулатуры руки;
- оттиски пробкой,
ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой
бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их
элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка;
- «тычок» жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость»
или «колючесть» образа;
- рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию
эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими
формы, размазывание шариков на бумаге.
Изобразительная деятельность должна
быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают у них. При
правильном руководстве данной деятельности она может быть одним из средств
личностного развития детей
Библиографический список:
1. Екжанова Е.А. Изобразительная
деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной
недостаточности. СПб., 2002.
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе
воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: умственно отсталые дети и дети с задержкой
психического развития: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий