понедельник, 20 января 2020 г.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ
В теории и методике специальной дошкольной педагогики до настоящего времени отсутствует научно обоснованная система формирования изобразительной деятельности в целостной парадигме воспитания и обучения дошкольников с сенсорной депривацией. Потенциал в развитии детей с теми или иными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте довольно высок, однако современными средствами обучения и воспитания он раскрывается в недостаточной мере.
Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у детей этих категорий вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития. В частности, Е.А. Екжановой было показано следующее:
- коррекционная работа по формированию у детей изобразительной деятельности всех видов (лепка, аппликация, рисование) должна базироваться на усвоении полимодальных образов и образных систем, лежащих в основе детских изображений и опирающихся на социально-личностный опыт ребенка;
-  целенаправленное формирование изобразительной деятельности опосредовано влияет на становление знаково-символической функции у детей, что позволяет им в ходе специального обучения перейти на новый уровень отношений с окружающей действительностью и овладеть содержанием общения и деятельности в системе «ребенок – социальный взрослый», в которой взрослый выступает в качестве носителя опыта использования изобразительных средств и способов их применения;
-    коррекционно-развивающая работа базируется на ведущей роли обучения, моделях содержательного взаимодействия взрослого с ребенком и формировании всех компонентов изобразительной деятельности: определение цели, анализ условий задачи, понимание способов выполнения задачи, анализ ее результатов;
-    целенаправленное и системное формирование изобразительной деятельности, базирующееся на социально-личностной направленности обучения, обладает большими потенциальными возможностями развития познавательной деятельности детей и позволяет компенсировать или, в значительной мере сгладить отклонения в аффективной, когнитивной, личностной и деятельностной сфере детей с отклонениями в развитии [1; 2].
Как показывает наш опыт, неоценимое значение для всестороннего развития детей с отклонениями в развитии имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. В ходе развития и обогащения изобразительной деятельности создаются условия для эстетического и познавательного развития ребёнка с сенсорной депривацией.
Основной задачей обучения, является формирование самой деятельности, т.е. формирование интереса и желание рисовать. Другой задачей является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. Развитие этих свойств происходит в ходе рассматривании, обведения предметов по контуру перед рисованием. С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и явлениях. Важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те которые дети наблюдали раньше. Накопление образов и соединение их со словом, умение видеть за словом разнообразные образы предмета или явления, это очень важно как для обогащения изобразительной деятельности, так и для развития речи. Речевое развитие детей в изобразительной деятельности также выступает в качестве одной из задач т.к. дети овладевают словарём, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности
 В своей работе мы используем нетрадиционные техники изображения, такие техники дают возможность превратить занятия в увлекательную игру. На занятиях важно дать понять ребёнку, что не бывает «неправильных работ». Цель, которую мы ставим перед собой, удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.
Задачи:
1)      учить детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы;
2)      развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;
3)      упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.);
4)      поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению;
5)      учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Для детей младшего возраста создание коллективной работы дает возможность увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ. Дети по старше при выполнении коллективной работы учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании, вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должна иметь целевое назначение. Наша задача – подвести детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ на начальном этапе дети учатся общаться с взрослым, позднее – друг с другом. Первоначально при общении с одногруппникам слабослышащие дети делают друг другу замечания, утверждая, что сами выполняют задание правильно, а партнер делает не так. При этом они спрашивают совет и ищут поддержки у слышащих детей. Наша задача, в данной ситуации – научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища. Так же большое значение на занятиях уделяется цвету, у ребёнка есть возможность выразить в красках свои чувства, эмоции, настроения.
С точки зрения психологии, данные занятия помогают организовать расторможенных детей и раскрепостить детей, находящихся в тонусе, успокаивают нервную систему, создают радостное настроение, положительный эмоциональный настрой и умение взаимодействовать друг с другом. Это в свою очередь является неотъемлемой частью успеха в данном эксперименте, способствуя эффективному освоению социального пространства, адаптации детей с ограниченными возможностями (нарушениями слуха).
Нами были выбраны наиболее доступные нетрадиционные техники изображения. Вот только часть из них:
-    пальчиковое рисование  дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик;
-    рисование карандашом способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша, последовательной смене тонуса мускулатуры руки;
-    оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка;
-    «тычок» жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа;
-    рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для  углубления  тех  благородных  чувств, которые возникают у них. При правильном руководстве данной деятельности она может быть одним из средств личностного развития детей

Библиографический список:
1.       Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности.  СПб., 2002.
2.       Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью:   умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003.




Комментариев нет:

Отправить комментарий