понедельник, 14 августа 2023 г.

Консультация для родителей дошкольников «Развиваем слухоречевые навыки у ребенка после кохлеарной имплантации»

 

Детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием.

Игры учат ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Первая игра «НА ПОИСКИ ЗВУКА!»

Подготовка. На этом этапе Ваша задача – найти в доме все звучащие предметы: кран с включенной водой, пылесос, сигнал микроволновой машины, соковыжималка, холодильник, стиральная машинка и т.д. Запомните их.
Этап 1. Зовете ребенка и повторяете прогулку по дому вместе с ним. Каждый раз, оказываясь рядом с одним из звучащих предметов, произносите: “Ты слышишь?!”. Это позволит ребенку приготовиться услышать звук.
Этап 2. В формате игры разверните ребенка так, чтобы его речевой процессор оказался со стороны объекта, издающего звук. Договоритесь об условном сигнале – «слышу звук – показываю на ухо».
Этап 3. Когда ребенок слышит звучание одного предмета – отправляемся на «поиски» следующего источника звука!
ПРИМЕЧАНИЕ: Эту игру можно сделать более интересной для детей старшего возраста. Возьмите лист бумаги и ярким фломастером нарисуйте «карту» вашей квартиры: все предметы, которые издают звук – обозначаем крестиками. Затем карта отдается юному исследователю, и вместе с ним Вы медленно идете по квартире, помогая ребенку остановиться возле каждой отметки и найти источник звука. Старайтесь ненавязчиво помочь ребенку, если он затрудняется понять, какой именно предмет звучит.
Ну, и, конечно же, за каждый отгаданный предмет или за прохождение всей игры ребенку полагается небольшой приз!

Вторая игра «ГДЕ КЛЮЧИ?»

Подготовка. Нам потребуется два непрозрачных контейнера или коробочки средних размеров. В один из них мы кладем ключи и закрываем оба контейнера. Главное, чтобы внимание ребенка в этот момент было отвлечено, и он не успел заметить, где именно находятся ключи.
Этап 1. Позовите ребенка и спросите его: «Угадай, в каком контейнере ключи?». После этого потрясите одним контейнером и спросите: «Ключи здесь?»
Этап 2. Если ключи в этом контейнере – они достаточно громко зазвенят. Услышав звон, широко улыбнитесь и начните утвердительно кивать головой: “Да!”
Если контейнер пустой – при тряске нет никаких звуков. Сделайте грустное выражение лица и покачайте головой из стороны в сторону: «Нет». И потрясите следующий контейнер, чтобы найти ключи.
Этап 3. Повторяйте игру до тех пор, пока ребенку интересно. Попробуйте поменяться с ребенком ролями – пусть он трясет коробочки, а вы делаете вид, что угадываете. Если коробки разных цветов – не забываете периодически менять ключи местами, чтобы ребенку было интереснее.

Третья игра «НАЙДИ БУДИЛЬНИК!»

Подготовка: В идеале нужны небольшие часы с будильником, но подойдет и мобильный телефон с функцией будильника.
Этап 1. Вместе с ребенком устанавливаем будильник так, чтобы примерно через 1 минуту он зазвонил.
Этап 2. Ребенок поворачивается к Вам спиной, а Вы в это время прячете будильник (недалеко).
Этап 3. Разрешаете ребенку повернуться лицом к комнате. Скажите: «Слушай!». И вместе с ребенком начинайте прислушиваться – будильник зазвонит совсем скоро.
Когда ребенок услышит будильник – пусть он покажет на ухо.
Этап 4. Отправьтесь вместе с ребенком на поиски будильника! Будильники в часах и телефонах обычно звонят достаточно долго – главное, проверьте, чтобы звук был установлен на максимальную громкость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вовлекая ребенка в эти и другие игры, помните: главное, чтобы ему было по-настоящему интересно! Это принесет гораздо больше результата, как в отношении конкретных упражнений, так и слухоречевой реабилитации в целом.

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ
Даже если он не слышит, что вы говорите, ваше лицо и тело отражают ваши чувства.
Когда вы говорите, ребенок учится обращать внимание на ваше лицо, чтобы общаться. Это поможет ему научиться чи-тать по губам и/или говорить.

Даже если вы используете жестовый язык, ребенку нужно будет видеть ваше лицо.

понедельник, 15 мая 2023 г.





ФОП ДО – новая федеральная образовательная программа дошкольного образования

Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО. ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.


 

понедельник, 1 мая 2023 г.

 

Беседа с родителями

«Как улучшить детскую  память »

Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а  полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, как можно развивать память ребёнка?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксирующего материала. Это очень важно для детей в повседневной жизни, на занятиях, в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому, для развития интеллекта очень важно включать игры и упражнения на развитие всех видов памяти.

От чего зависят способности к запоминанию? Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребёнок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники её применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше для запоминания прибегают к определенным приёмам - связывают новую информацию с прежним опытом. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с учётом объёма знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления у ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

         Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Предлагаю игры для развития памяти:

1.  Первая группа заданий. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

2. Возможен более легкий вариант - в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребёнку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот - что было зелёного цвета, что розового.

3. Ещё одно упражнение такого же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите названия цветов, изображенных на картинке, и ещё двух - трёх растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного - двух цветков с картинки.

4. Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, но и внимания. Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его еще раз допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.

5. Для расширения объема восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

6. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребёнку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант - перечислите героев какой-либо сказки, естественно известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать что это за сказка.

7. Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч»), покажите их ребёнку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребёнку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребёнок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребёнка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.

8.  Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребёнка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.

9. Ещё один важный момент, на который следует обратить внимание. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию - прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры - упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребёнок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребёнком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.

Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.

Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю не достаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

воскресенье, 9 апреля 2023 г.

 

Консультация для родителей дошкольников "Как научить ребенка различать цвета"

На вопрос, в каком возрасте ребенок должен уметь различать цвета, многие мамы ответят без запинки: к трем годам малыш узнает базовые цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и их названия, а к школе – все остальные, плюс оттенки. Но все дети разные, кто-то быстро осваивает новые знания, кто-то нет. Как же родителям просто и доступно обучить кроху?


Совет №1:

Как можно больше рисовать
Конечно, пусть лучше малыш рисует сам, но, если он не любит или не умеет, рисуйте вместе с ним или даже вместо него. Рисование – это то, что интересно абсолютно всем детям вне зависимости от возраста. Словами не передать, сколько положительных эмоций вы получите.
Интересно: ученые доказали, что занятия рисованием формируют у ребенка чувство ритма, возможность соотносить свои действия со зрением, а также развивают мелкую моторику пальцев.

Совет №2:

Доставлять удовольствие глазу
Этот совет дал родителям известный педагог-новатор Я.А. Каменский еще в начале  XVII века, который впервые рассмотрел вопрос формирования у детей чувства цвета. Каменский советовал предлагать детям с 2-х лет раскрашивать контурные картинки различными цветами, которые они выбирают самостоятельно. Когда кроха сам создаст разу-крашенную композицию, он сможет не только замечать цвета, но и наслаждаться ими, выбрав для себя самые любимые. Педагог назвал это «эмоциональным отношением к цвету».
Интересно: Каменский также считал, что отношение детей к цвету напрямую зависит от его от-ношения к данному предмету: например, кроха любит апельсины и, как следствие, ему нравится оранжевый цвет.

Совет №3:

Весь день посвятите одному цвету
Чтобы подчеркнуть важность момента, пусть какой-то элемент вашей одежды будет красным или желтым, а возле детской кроватки закрепите воздушный шар нужного цвета. Нарисуйте вместе с малышом картину, используя тот цвет, который вы изучаете, продумайте подходящий сюжет. Наверняка произведение получится достойным, поэтому пусть кроха покажет его и бабушке и папе, сопроводив рассказом про выбранный цвет. К новому цвету нельзя переходить, пока не освоен предыдущий.
Интересно: по мнению педагогов, надо начинать обучение с красного цвета (многим детям он кажется самым ярким и красивым, кроме того, красный легче запоминается). Затем следует освоить синий, зеленый и желтый цвета, тут свою роль сыграет контрастность.

Совет №4:

Используйте методику ненавязчивого обучения
На прогулке, во время обеда или игры обязательно обращайте внимание на разные предметы и указывайте названия их цветов. Когда малыш запомнит, можно будет просить принести синий мяч или зеленый мелок. Рассматривая цветущую клумбу, называйте цвет каждого цветка.
Если детская одежда имеет яркие цвета, можно проговаривать их названия во время переодевания на прогулку. Пусть кроха сам решает, в чем ему пойти, но только для этого надо, чтобы он четко заявил, что наденет именно синие брючки. То же самое надо проделывать с игрушками.
Интересно: у малыша как раз начинает развиваться ассоциативное мышление, поэтому он может сделать вывод, что, если его мяч зеленого цвета, то все мячи обязательно зеленые. Надо ему сразу объяснить, что все мячи разного цвета.

Совет №5:

Используйте любой предлог, чтобы научить кроху
Например, у него в комнате разбросаны игрушки. Скажите ему, что уборку надо начинать с игрушек красного цвета. Кроха смотрит в окно: начинайте комментировать, какого цвета машины едут по улице. Читая книжку, объясняйте, что на картинке нарисован цыпленок желтого цвета, собачка с коричневой шерстью.
Интересно: самый первый цвет, который различает ребенок – желтый. Вспомните, ведь большинство погремушек желтые. И уже начиная с полугода можно рассказывать малышу про разные цвета.

Совет №6:

Рассказывайте про оттенки
Малыш наверняка запомнит, что небо может быть и синим, и серым, и голубым, а цветы не только красными, но и розовыми.
Интересно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество – всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.

 

пятница, 10 марта 2023 г.

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков.

Наконец наступил долгожданный момент.Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.Но ребенок так и продолжает говорить неправильно,не произносит звук верно,и произношение остается практически без изменений.В таком случае,родители часто бывают разочарованы.
 
Уважаемые родители! Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а в произвольной речи ребенок произносит звуки искаженно или получаются не четкими.Причем в кабинете логопеда,звуки ребенок сразу говорит правильно или исправляется.Значит процесс коррекции произношения находится на этапе так называемой автоматизации.Очень важно, чтобы родители не только обратили на правильное произношение звука,но и сумели помочь осуществить контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях.Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять,потому что поставленные звуки автоматизируются в речи достаточно продолжительное время, иногда этот этап растягивается на месяцы,а то и годы.В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5 до15 мин. в день.
 
Главная задача автоматизации звуков постепенно ввести поставленный звук в слоги затем в слова стихи и предложения и в самостоятельную речь ребенка.
 
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.Упражнения в идеале должны быть ежедневными.Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом:результат зависит от тренировок.
 
Весь речевой материал должен быть отработан .т. е.  родители добиваются правильного и четкого выполнения ребенком задания,даже путем заучивания.
Важно!Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
 
В случаях неправильного звукопроизношения, не рекомендуется прерывать ребенка,а продолжать работу.Это тот момент,когда совершенствуется детский самоконтроль за речевой деятельностью.
 
В связи с этим взрослый обращает внимание:
- на правильное произношение с помощью инструкции:"Следи за звуками"
-старается предупредить ошибку в произношении взглядом или жестом
-отмечает качество произношения во время общей оценки ответа
-следит за правильным произношением в повседневной жизни
-выдумывает способы повторения
-не сравнивайте малыша с ровесниками,сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе, чаще хвалите его за успехи.